ЭРЕХТЕЙОН

Эрехтейон.  

К северу от Парфенона сохранился фундамент другого раннего храма также посвященного Афине а между ним и северной стеной Акрополя стоит Эрехтейон.

Эта жемчужина архитектуры созданная в ионическом стиле была завершена после смерти Перикла, но Эрехтейон несомненно был органической частью его плана реконструкции Акрополя. Эрехтейон – храм в котором отправляли культ нескольких божеств главным из которых являлась Афина разделившая свое святилище с Посейдоном и Эрехтеем древним царем Афин. Внутри Эрехтейона находился колодец Посейдона с соленой водой который согласно мифу возник после того как владыка морей ударил трезубцем в скалу Акрополя. Поскольку здание должно было служить сразу нескольким целям оно было спроектировано как сложное сооружение с двумя главными входами северным и восточным каждый из которых имел портик покоившийся на ионических колоннах. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника сохранившегося со времен Перикла.

Наибольший интерес в Эрехтейоне представляет Портик Дочерей – шесть скульптур прелестнейших девушек поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. В византийское время их стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века, имея разрешение турецкого правительства, вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках – плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. А Лорд Байрон “посвятил” грабителю Этих бессмертных сокровищ свое стихотворение “Проклятие Афин”. Знаменитые Эльгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее, а статуя на храме заменена копией.

С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы и там внутри открытого дворика показывали священную оливу которую Афина согласно легенде подарила жителям города.

Менее значительные памятники. Некогда Акрополь украшали другие менее значительные святилища и памятники. К юго-востоку от Пропилей сохранился фундамент святилища Артемиды Бравронии а перед восточным входом в Парфенон виднеются руины круглого храма римской эпохи посвященного культу Ромы и Августа.

Самой впечатляющей из множества статуй была Афина Промахос колоссальная выполненная Фидием бронзовая фигура с копьем и щитом стоявшая на Акрополе за Пропилеями. Богиня была в шлеме, правой рукой опиралась на копьё, в левой у неё был щит (шлем и остриё копья были сделаны из золота). Изготовлена Промахос была из бронзы, имела высоту около 7 метров Сверкающий шлем богини-воительницы возвышавшийся над стенами Акрополя был виден морякам приближавшимся к гавани Пирея еще от мыса Сунион с расстояния ок. 50 км.

Склоны Акрополя. Весь холм Акрополя в том числе и его склоны за пределами стен считался священной землей и потому здесь располагались многие почитаемые святилища а также менее значительные культовые объекты. Восточная часть южного склона предназначалась почитанию Диониса. На посвященном ему участке земли рядом с двумя храмами этого божества существовал также театр Диониса под открытым небом где впервые ставились бессмертные шедевры Эсхила Софокла Эврипида и Аристофана а восточнее был выстроен крытый музыкальный зал (одейон или одеон) возведенный Периклом и носивший его имя. К западу от театра находятся остатки святилища бога врачевания Асклепия и его дочери Гигиеи. Далее к западу сохранились руины крытого театра римской эпохи возведенного во 2 в. н.э. Иродом Аттиком богатым покровителем искусств и посвященного памяти его жены Региллы.

В пещерах образованных нависающим уступом скалы по северному склону холма более изрезанному и обрывистому чем южный приютились еще несколько святилищ. На северо-западе над источником Клепсидрой (что означает «Тайные воды») расположились три культовые пещеры посвященные Аполлону Зевсу и Пану. Примерно посреди склона в расщелине скалы находилась пещера Аглавры сестры Пандросы. Отсюда согласно легенде бросились вниз и разбились дочери Кекропа Аглавра и ее сестра Герса – они заглянули в запретный ларец где находился в форме змеи их брат Эрехтей. Третья сестра Пандроса послушалась повеления богини Афины и отказалась заглядывать в ларец.

Далее на восток под открытым небом находилось святилище Афродиты «в садах» посвященное этой богине плодородия обнаруживающей восточные черты. Почести воздавались здесь Афродите вместе с ее сыном Эросом. Проведенные на месте раскопки обнаружили также множество небольших алтарей на которых совершались примитивные жертвоприношения.